Математика
Advertisement

Число́ зве́ря — особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя зверя Апокалипсиса — персонажа последней книги Нового Завета (Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис), значение имени ставленника Сатаны. Число зверя равно 666. Число 666 — очень часто используемый элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом и перевёрнутой пентаграммой.

В первые века христианской эры в богословии утвердилось мнение, что под видом апокалиптического зверя в Библии изображён антихрист. Поскольку в Откровении Святого Иоанна сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое», потому в имени или облике всякого лица, в котором видели антихриста, старались отыскать число 666.

При исследованиях, связанных с «числом зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления, которая возникла в Индии лишь в VI веке н. э. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» (χξϛ) и не позволяет произвести описанного разложения. Другим распространённым следствием ошибочного отождествления числа с его десятичной позиционной записью является ассоциация цифр «666» с бесконечной десятичной дробью 0,6666…, равной двум третям.

Упоминание числа 666 в Библии

В Библии число «666» употребляется четыре раза. Из них один раз упоминается в Новом завете в качестве числа, под которым скрыто имя апокалиптического зверя:

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

В Ветхом завете число «666» встречается трижды:

  • «…сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть…» (Ездр. 2:13);
  • «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых…» (3Цар. 10:14);
  • «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2Пар. 9:13).

Некоторые авторы используют последние две цитаты, чтобы растолковать число зверя, упоминаемое в Апокалипсисе.

616 или 666?

Существует мнение, что, возможно, в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках древнейшем папирусном списке Апокалипсиса примерно 225—275 годов) число зверя указано как 616 (ΧΙϚ — хи, йота, числовая дигамма), а не 666 (ΧΞϚ — хи, кси, числовая дигамма). Но точно установить, какая версия правильная, затруднительно. Ириней Лионский также упоминал о варианте 616, но отрицал его верность. Вариант «616» может быть аргументом в пользу изложенной ниже гипотезы о зашифрованном имени Нерона.

Число зверя в христианском богословии

Теория зашифрованного имени

В древности буквы означали также числа, поэтому, сложив численные значения букв, можно было получить число имени. Такие вычисления назывались изопсефией (в Каббале — гематрия) и были чрезвычайно популярны. Например, в Помпеях сохранилась надпись: Φιλω ης αριθμος φμε — «Я люблю ту, чьё число (имя) 545». Поэтому некоторые исследователи полагают, что число 666 может означать какое-либо имя или понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666.

Первые богословские комментарии на эту тему датируются II веком н. э. Ириней Лионский в своём произведении «Против ересей» упоминал несколько имён, которые в сумме составляли 666. Это Евантас, Титан (TEITAN), Латинянин (LATEINOS).

Эти же имена упоминал и его ученик Ипполит Римский.

Андрей Кесарийский упоминал такие имена, как Лампетис, Титан, Латинник, Бенедикт. Кроме них, Андрей Кесарийский упоминал также и некоторые нарицательные имена, а именно, «худой руководитель» («какос одигос»), «древний завистник» («палевасканос»), «истинно вредный» («алифос влаверос»), «неправедный агнец» («амнос адикос»). Относительно перечисленных нарицательных имён Андрей Кесарийских так выражался:

Этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное.

Нерон

Немецкие богословы (Бенари, Гитциг, Ройсс), ещё в XIX веке выдвинули гипотезу, что число 666 есть зашифрованное имя «Нерон Кесарь» (лат. Neron Kesar) в еврейском написании. В эпоху Нерона в восточной части Римской империи чеканились монеты с надписью на древнееврейском «נרון קסר», что означает «император Нерон» («Neron Kesar»). Если рассмотреть не сами буквы, а их цифровые значения (согласно правилам древнееврейской гематрии), то их сумма будет равна 666. В пользу этой теории говорит тот факт, что во фрагменте стиха, найденного при раскопках в Оксиринхе, утверждается, что числом дьявола является 616 (в греческой записи «χιϛ»). Ириней, как замечает ученик Бенари, Ф. Энгельс, знал про этот вариант. Если взять за основу правильное латинское написание «Nero Caesar» (носовой звук [н] в нём не передаётся, в отличие от греческого), то сумма цифровых значений уменьшится на 50 и будет равна 616, то есть Ириней взял именно латинское написание. К слову, его использовал Ульрих Цвингли в своём переводе Библии (Цюрихская Библия).

Домициан

В XX веке немецкий протестантский теолог Этельберт Штауфер расшифровал «число зверя» как имя императора Домициана. Официальный титул Домициана — Imperator Caesar Domitianus Augustus Germanicus, по-гречески: Αυτοκρατωρ Καισαρ Δομετιανος Σεβαστος Γερμανικος. На греческих монетах чеканился сокращённый титул: A. KAI. ΔOMET. ΣEB. ΓE., числовое значение которого равно 666.

Штауфер утверждает, что «зверь» может означать только Домициана, потому что он правил в то время, когда была написана книга Откровения.

Наполеон I

Другой образец выкладок «нахождения зверя» можно найти в письме дерптского профессора Гецеля к Барклаю де Толли (напечатано у Невзорова лишь в 1875 году, «Исторический очерк управления военным духовенством в России», Санкт-Петербург), в котором доказывается, что Наполеон I Бонапарт есть апокалиптический зверь, так как численное значение французского начертания его имени есть 666, и что он должен будет погибнуть в 1812 году, когда ему исполнится 42 года, ибо царство антихриста продлится 42 месяца. То же упоминание есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого, где Пьер Безухов делает «подсчёт» имени Наполеона.

Папство

Vicarius Filii Dei

Некоторые представители протестантских церквей находят число 666 во фразе «Vicarius Filii Dei», которую они именуют «официальным наименованием поста Папы Римского». Если представить буквы этой фразы как римские цифры (те, которые возможно, и приравняв букву U, отсутствующую в латыни времён античности, к букве V), то получится следующая картина:

V . . . . . 5

I . . . . . 1 C . . . .100 A . . . . . 0 R . . . . . 0 I . . . . . 1 U . . . . . 5 S . . . . . 0

F . . . . . 0

I . . . . . 1 L . . . . . 50 I . . . . . 1 I . . . . . 1

D . . . . 500

E . . . . . 0 I . . . . . . 1

---------------

112

---------------

+ 53

---------------

+ 501

= 666

По утверждению некоторых богословов, фраза «Vicarius Filii Dei» написана на папской тиаре. По их мнению, многие данные указывают, что фраза «Vicarius Filii Dei» вплоть до середины XX века являлась официальным титулом Папы Римского, эта фраза также однократно была применена в средневековой фальсификации «Константинов дар» и использовалась самой католической церковью в качестве доказательства о, якобы, своём праве на вселенское первенство.

Некоторые богословы считают данное толкование ошибочным. По их мнению, доказательства о наличии на тиаре каких-либо надписей отсутствуют, фраза «Vicarius Filii Dei» отсутствует в титуле Папы Римского, в средневековой фальсификации «Константинов дар» эта фраза применена по отношению к апостолу Петру. Католические источники отрицают факт существования такого официального титула и тиар с надписями. Некоторые богословы предостерегают от использования этого «аргумента» в полемике с католиками.

Latinus Rex Sacerdos и др.

Кроме этого, число 666 находили при подсчёте суммы цифр в титуле «Latinus Rex Sacerdos» «Латинский освящённый царь», который ряд протестантских богословов рассматривал как титул, воспринятый папством:

L . . . . . 50

A . . . . . 0 T . . . . . 0 I . . . . . 1 N . . . . . 0 U . . . . . 5 S . . . . . 0

R . . . . . 0

E . . . . . 0 X . . . . . 10

S . . . . . 0

A . . . . . 0 C . . . . 100 E . . . . . 0 R . . . . . 0 D . . . . 500 O . . . . . 0 S . . . . . 0

---------------

56

---------------

+ 10

---------------

+ 600

= 666

Использовались также варианты прочтения на греческом и еврейском:

На греческом —

ΛΑΤΕΙΝΟΣ (латинский)

На иврите —

רומיית (Romiith, римский)

На греческом —

EKKΛHΣIA ITAΛIKA (Церковь Италии)

Λ . . . . . . . . 30

Α . . . . . . . . 1 Τ . . . . . . . 300 Ε . . . . . . . . 5 Ι . . . . . . . . 10 Ν . . . . . . . . 50 Ο . . . . . . . . 70 Σ . . . . . . . 200

ר. . . . . . . 200

ו. . . . . . . . 6 מ. . . . . . . 40 י. . . . . . . . 10 י. . . . . . . . 10 ת. . . . . . . 400

E . . . . . 5

K . . . . . 20 K . . . . . 20 Λ . . . . . 30 H . . . . . 8 Σ . . . . 200 I . . . . . 10 A . . . . . 1

I . . . . . 10

T . . . . 300 A . . . . . 1 Λ . . . . . 30 I . . . . . 10 K . . . . . 20 A . . . . . 1

------------------

Сумма = 666

------------------

Сумма = 666

------------------

294

------------------

372

Сумма = 294 + 372 = 666

Царь Израилев

Профессор богословия А. В. Кураев объясняет так:

Что касается толкований «числа зверя», то наиболее достоверное значение слов Иоанна о тайне «трёх шестёрок» — это «Царь Израилев», 666 — это числовое значение словосочетания «ха-мелех — ле-исраель» (ивр. ‏המלך לישראל‏‎). Апостол Иоанн не стал прямо расшифровывать это число, чтобы иудеи не отшатнулись от проповеди Евангелия. Христианам же не надо гадать самим, пришёл Антихрист или нет, ставит он свои метки или ещё нет. Антихриста искать ни к чему: он сам себя предъявит миру. Он примет то, от чего отказался Христос, — земную публичную власть. Так что надо просто время от времени смотреть ТВ. Там в прямом эфире покажут и восстановление храма Соломона в Иерусалиме, и восшествие к престолу нового царя, который потребует не просто лояльности, но религиозного служения ему.
Буква Чтение Цифровое

значение

ה Ха 5
מ Ме 40
ל Ле 30
ך Х 20
ל Ле 30
י И 10
ש С 300
ר Ра 200
א Э 1
ל Ль 30

Зверь

Диакон Андрей Кураев пишет:

Кстати, само греческое слово «зверь» — θηριον — если записать его греческое звучание еврейскими буквами и подсчитать числовое значение этих еврейских букв, составит гематрию 666 (тав = 400, реш = 200, йод = 10, вав = 6, нун = 50).

Другие толкования

Существуют символические толкования числа зверя. В частности, ряд таких толкований предложил Ириней Лионский. Одно из них следующее. Ириней полагал, что мир, созданный за 6 дней, должен просуществовать 6000 лет. Соответственно число зверя, составляющее «шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц» (666=6*100+6*10+6*1), по мнению Иринея, символизирует то, что антихрист восстановит в себе всё отступничество, бывшее в течение 6000 лет бытия мира.

Advertisement